воскресенье, 14 апреля 2013 г.

Послестолье (на «Мифологии» Ролана Барта)



1.
Посмотрим на хронику одного застолья.
Встаем рано. Для субботы 8-9 часов утра значит рано. Быстро завтракаем, чтобы освободить кухню. На кухне начинаем готовить, в комнатах — убираться. Готовим салаты, жаркое, гарнир (картошку в горшочках, например). Убираемся: пылесосим, вытираем пыль, моем пол. Вешаем лишнюю одежду в шкафы, моем немытую обувь. В гостиной расставляем мебель для застолья. Потом моемся, переодеваемся в чистое. Незадолго до прихода гостей готовим нарезку — чтобы не заветрилась. Приходят гости - садимся за стол. Выпиваем за героиню (виновницу торжества). Далее едим — пьем — разговариваем, главным образом, вспоминаем истории из жизни. В какой-то момент гости говорят: «Может, будем вызывать такси?» Хозяева восклицают: «Уже?!» Гости вызывают такси — уезжают. Хозяева убирают со стола, расставляют мебель, чтобы было проще лечь спать. Ложатся спать. Просыпаются, идут на кухню, пьют воду. Потом в туалет и ванную. Потом встречаются на кухне, заваривают чай, вспоминают, что было вчера.

2.
Такое застолье можно сравнить с временным умиранием и последующим воскрешением. Это реализация мечты о жизни после смерти, причем не о новой жизни, когда из памяти стирается весь предыдущий опыт, а о продолжении прежней.
Весь день застолья похож на ритуал, начинающийся с подготовки к похоронам и заканчивающийся умиранием. Наведение чистоты: от места проведения застолья и до себя. Ритуал омывания тела и переодевания в чистое отличается от обычного похоронного ритуала тем, что тело еще живое и делает все самостоятельно.
Застолье — прежизненные поминки самого себя. Ты вспоминаешь истории из своей жизни, вспоминаешь родных и близких, которые в большинстве своем сидят рядом. Оттого эти поминки радостные. Как подтверждение — звон бокалов и смеха.
К ритуальной смерти приближает выпитое и съеденное. Причем это умирание — коллективное. Очень важно умирать вместе. Непьющий или мало едящий человек здесь вызывает диссонанс. Он или не позволяет совершиться коллективной смерти, или играет в умирание, не переживая его вместе со всеми. Чтобы избежать появления такого «оторванного» от общей смерти человека, используется ритуал «штрафной» рюмки: это и вводная конструкция для инициации опоздавших, и приобщение к средству умирания (алкоголю) непьющих. Но даже если невольный противник коллективной смерти отказывается приобщаться к ритуалу, он все равно не может помешать ему, а просто изолируется из общей атмосферы.
О том, что умирание близко, можно судить по разговорам. В воспоминаниях о жизни проскальзывают мысли о будущей смерти - фактической, неотвратимой. Они исходят либо от виновника торжества (особенно если он в возрасте), либо от кого-либо из участников застолья. Темами могут быть завещание, раздел имущества между наследниками или просто рассуждения о том, что «все мы не вечные».
Косвенные признаки приближающейся ритуальной смерти сменяются ее фактической констатацией, воплощенной либо в безмолвном засыпании участника, либо в его признании, что он уже «всё», «никакой» и т. п.
Следующий день особенно важен, ведь на него приходится ритуал воскрешения. Ему сопутствуют вспомогательные процедуры обильного питья жидкости, возможно алкоголя в терапевтических дозах (так называемый опохмел) , а также воздержания от физической и умственной активности до полного возврата к жизни.
Очень важно участие в застолье детей — они постигают форму ритуала на бессознательном уровне, чтобы быть готовыми к последующему пониманию содержания, к его принятию в процессе взросления и становления личности. Эмоциональная вовлеченность рождается именно в первые застолья физической жизни, когда человек еще смотрит на ритуал коллективного умирания со стороны.
У представителей других культур можно встретить свои ритуалы умирания. В субкультуре курильщиков марихуаны, например, этот ритуал также имеется, но смысл его совсем иной. Он выражен в словах «I wanna get high», славно воспетых ВИА «Cypress Hill» в одноименной песне. Смысл здесь в вознесении в рай при отказе от имманентной жизни. Можно проводить параллели этого ритуала с алкоголизмом, но метафизическая сущность последнего иная. Она обладает тяжестью. Здесь первично именно умирание — опускание вниз. Вознесение же в горний мир либо подразумевается во вторую очередь, либо не подразумевается вовсе.
В застолье эффект умирания достигается не только за счет выпивания, но и объедания, которое создает дополнительную тяжесь: это своего рода цепи, опутывающие тело утопленника, или цемент, в который закованы его ноги.
Иногда участники застолья хотят испытать умирание в режиме light: “Нужно будет выпить на ночь два литра воды,/ Чтоб с утра была цела голова -/ Ведь сегодня я собираюсь пить/ С человеком из Кемерова”. Существуют лекарственные средства, принимаемые до застолья (панзинорм, фестал) и после (алказельцер). Режим light в какой-то степени обесценивает ритуал умирания, но позволяет проводить его чаще, чем при нормальных условиях.
Застолье часто проходит дома, в комфортных для умирания условиях. Это и храм, и усыпальница, и кладбище. Других мест, объединяющих все эти элементы, нет. Даже странно, что российская культура повседневности еще не изобрела таких мест. Ресторан для застолий подходит, но далеко не идеально: мертвому телу придется решать задачу того, как добраться до дома-кладбища. В противном случае кладбищем может стать улица. Хотя, возможно, такая неизвестность судьбы своего тела после смерти — наоборот, дополнительный вызов, своего рода путешествие по царству Аида.
Наиболее близкий аналог такого универсального места — современный дезоморфиновый притон или притон для курильщиков опиума прошлых столетий. Однако с позиции сегодняшнего дня эти места носят негативную коннотацию. Поэтому задача российского бизнеса — создать «застольню», несущую позитивный социально-политический message.


Комментариев нет:

Отправить комментарий