понедельник, 18 февраля 2013 г.

Анатомия клятвы




Какие слова говорить и во что верить, чтобы выйти за рамки



Александр Пятигорский в романе «Вспомнишь странного человека...» описывает особый «розенкрейцеровский Ритуал», который проводит главный герой Михаил Иванович. Герой предупреждает друзей, что «не собирается вербовать их ни в какое тайное общество». Ритуал должен был стать для них всех «духовной подставкой», благодаря которой можно свободнее думать о событиях и ситуациях, а также сценой, на которой будут «разматываться» эти события и ситуации. «События и ситуации, конечно, тебе чужие, но раз уж ты в них оказался, то приходится быть в них активным. Иначе ты станешь — если уже не стал — их жертвой, что противно самой идее свободы... Ритуал поможет тебе — как то, что есть не-твое и ничье. Так ты можешь получить шанс «пробить символическую стену не-свободы». Процитируем еще один пояснительный пассаж, который автор приписывает Михаилу Ивановичу: «Совершая Ритуал, ты всякий раз прерываешь драму своей жизни и на время его исполнения полностью себя в ней забываешь, как если бы она окончилась и ты умер. Совершая Ритуал, ты одновременно исключаешь себя и из истории, как если бы ее драма также пришла к концу, а ты играешь свою вечную роль в другой пьесе, не знающей ни начала, ни конца, ни повторений, ни перерывов. Возвращаясь из Ритуала в жизнь и историю, ты способен их видеть как чужую драму и играть в них свою роль легко, как профессиональный актер на любительской сцене... Только в Ритуале ты привыкнешь к своей смерти». По сути Пятигорский доступно и рационально описал, почему человек становится членом некоего клуба, общества, церкви, взяв за основу лишь ритуал — верхушку айсберга. Его мистическая значимость — инициация, введение человека в некий закрытый для большинства круг, из которого взгляд на все происходящее идет под совершенно иным углом. Очевидно мистическая форма ритуала должна иметь соответствующее содержание. Посмотрим на клятвы, которые приписываются людям, примыкающим к закрытым группам.



Масонская присяга
Я , N. N., обещаюсь, присягаю и клянусь пред вездесущим триединым Богом, высокопросвещенному собранию и всем его чести достойнейшим Начальникам совсем верно и непринужденно с добрым предразмышлением:
1. в страхе Божием беспрестанно себя упражнять,
2. любви ближнего никогда с намерением не возмущать,
3. высочайшую молчаливость ненарушимо сохранять,
4. в неразрывной верности к Ордену состоять,
5. начальникам великое послушание оказывать,
6. пред высокопросвещенным собранием ни о какой, до него относящейся, тайне не умалчивать,
7. жить собственно Творцу, его премудрости и сему Ордену.
С тем истинно мне Бог и святое Слово Его да поможет. Аминь!

Клятва розенкрейцеров

Я, Моджасен, вспутаю в Ряды Святого Ордена, Клянусь жизнью своей, строго и неукоснительно соблюдать Устав Ордена, чтить все Его Законы. Полностью подчиняться воле Учителей, Отца Святого Ордена. Отдают всего себя и свою жизнь Ордену и Клянусь хранить Великую тайну и всё то, что связано с Орденом. Клянусь отдать жизнь за Учителей, Отца и за каждого члена Ордена и беззаветно любить всех Великой Братской любовью. И если нарушу сию Клятву, то пусть меня накажет ГОСПОДЬ и осудит весь Великий Совет Ордена строгим законом.

Присяга тамплиеров

Во имя Бога Отца и Сына и Св. Духа. Я ... самолично присоединяясь к Священному Воинству Ордена Храма и давая суровую клятву, обещаю хранить обет добровольного и строгого послушания, бедности и чистоты, как и братства, гостеприимства и воздержания.
Коим обетом я показываю твёрдое и несомненное желание посвятить меч, силы, жизнь и всё прочее делу христианского благочестия Ордена Храма и рыцарей, его охране и чести, а также величайшему просвещению и возвращению Храма и могилы Господа нашего Иисуса Христа, земель Палестины и Востока и владений отцов.
Подчиняюсь Уставу св. Бернарда, Грамоте о переходе, Правилам, Законам, Установлениям и прочим отдельным актам, изданным в соответствии статутам Ордена: обязуюсь никому не сообщать о Рыцарях, никому не открывать титулов или степеней, никому ничего не передавать об обрядах и обычаях Ордена. Затем обязуюсь всегда, будь-то в помещениях Ордена или вовне и в любых обстоятельствах жизни полностью
подчиняться верховному Магистру и старшим по званию в Ордене.
Обязуюсь любить моих братьев, рыцарей Храма, и сестёр-храмовниц, и помогатьсвдовам братьев и их детям, как и детям сестёр, мечом, советом, имуществом, деньгами, авторитетом и отдельными моими вещами, и всегда
и везде без исключения предпочитать их всем непричастным Храму: заботиться о благочестивых паломниках, служить помощью и утешением плененным Креста ради, больным и нищим.
Обязуюсь сражаться с неверующими и неверными своим примером, доблестью, богатством и другими средствами; против неверных и неверующих с мечом к Кресту подступающих обязуюсь обнажать меч.
Обязуюсь сторониться всякого бесстыдства и не участвовать ни в каких делах плоти, кроме как в должных и с женой разрешённых.
Обязуюсь, среди каких бы нечестивых (insanum) народов я не был, подчиняться праву, законам и обычаям Ордена: для народов же, которые гостеприимно и дружелюбно почитают Орден, выполнять священные обязанности гражданина и рыцаря.
В этом перед Рыцарями, на этом собрании присутствующими, громко клянусь, признаю и исповедую.
Клятву сию кровью своей подписываю и запечатлеваю на бумагах (in tabulas) собрания ... снова пишу и подписываю со свидетелями, подписавшимися под вышесказанным.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Аминь.

Клятва древнегреческого эфеба

Я не оскверню этого священного оружия и не покину в рядах моего товарища. Я буду защищать не только то, что свято, но и то. что не свято, как один, так и вместе с другими. Я передам потомкам отечество не униженным или уменьшенным, но возросшим и в положении улучшенном сравнительно с тем, в каком я его наследовал. Я буду почитать решения мудрых. Я буду повиноваться законам, которые были или будут народом приняты, и если кто вздумает нарушить их, я не должен того допускать, и стану защищать их, все равно придется ли мне делать это одному или будут со мною другие. Я буду чтить верования.

Присяга президента Российской Федерации

Клянусь при осуществлении полномочий президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.

Присяга президента США

Я, …, торжественно клянусь, что буду честно выполнять обязанности Президента Соединенных Штатов и делать все, что в моих силах, чтобы поддерживать, охранять и защищать Конституцию Соединенных Штатов.

Клятву, которую давали герои романа Пятигорского, автор оставил в тайне. Тем не менее, почерпнув из открытых источников небольшую подборку клятв и обетов, можно определить их основу. Конечно, в этом деле есть большая доля субъективности, поскольку количество отобранных клятв нерепрезентвтивно. Но ведь ничто не мешает любому желающему провести более широкий анализ.



С помощью простейшей программы контент-анализа текста Simple Word Sorter мы препарировали приведенные выше ритуальные речи. Ниже представлены наиболее часто повторяющиеся слова за исключением вспомогательных и частных, отражающих каждую эпоху и цивилизацию:
Защищать — 5 раз
Подчиняться - 3
Отца — 3
Ордену — 3
Никому -3
Законам — 3
Жизнь - 3

По Пятигорскому, ритуал — это лишь ключ к выходу за пределы жизненной суеты. А ключ может быть универсальным. Почему бы не создать такую универсальную клятву. Главное, чтобы в нее верили люди, произносящие слова, ставшие заветными.


Комментариев нет:

Отправить комментарий